Julia Paramonova (vsimonetta) wrote in popova_artclass,
Julia Paramonova
vsimonetta
popova_artclass

Categories:

Памятник М. Шемякина "Дети - жертвы пороков взрослых"

После последнего занятия у Любовь Михайловны, где мы затрагивали творчество М.Шемякина, решила еще раз внимательно посмотреть ту скульптуру художника,  которую можно увидеть в Москве (если есть что-то еще, буду признательна за информацию):  "Дети, жертвы пороков взрослых",  в сквере на Болотной площади.
Мне стало особенно интересно еще и потому, что об этой работе, как о любом неоднозначном творчестве, - отзывы весьма различные и, в данном случае, преобладают скорее негативные.Вот, например, в качестве примера: http://vladimirpotanin.livejournal.com/1155.html
"Злу, порокам поставлен памятник. А в сознании людей, в том числе в сознании ребенка, укоренено представление о памятнике как о некоем образце. Памятник ставят героям, выдающимся личностям. Это нечто не просто разрешенное, а рекомендованное как образец. И многие люди, не вдумываясь в смысл происходящего, привычно воспринимают как образец и "памятник порокам". Некоторые посетители Болотного сквера со слезами на глазах пожимали руку маэстро Шемякина, благодаря его, по существу, за эту мерзость, которую он привез к нам на родину."
Несколько слов об истории памятника. Скульптура была подарена Михаилом Шемякиным городу Москва в 2001 году, и задумана как аллегория борьбы с мировым злом. Интересно, что памятник был изначально заказан бывшим мэром Лужковым :) Вот как описывает это Шемякин: "Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: "Изобразите порок "детская проституция" или "садизм" (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению, что только символические образы могут встать достойно в этой экспозиции, чтобы не оскорблять зрение зрителей".
Скульптура состоит из двух фигур играющих в жмурки детей с завязанными глазами и 13 аллегорических фигур, олицетворяющих человеческие пороки.







Несмотря на то, что фигуры монстров действительно очень выразительные, живые, с устрашающими элементами животных и пресмыкающихся, у меня не возникло ощущения ужаса, безысходности, агрессии.
Во-первых, потому, что сами фигуры наделены неким обаянием и юмором, - их позы не воинственные, а скорее приглашающе-искушающие..Они скорее завлекают, чем наступают.





Но это не главное. Дети композиционно выделены  светящимся бронзовым цветом и, за счет этого находятся в противовесе серой массе пороков, сливающейся с ландшафтом.
И, наконец, они находятся не в замкнутом пространстве, а в полукруге. Таким образом, с одной стороны круга оказываются - людские пороки, а с другой, прямо напротив - зритель, мы с вами, и это, с одной стороны, подразумевает задуматься об отражении каждого из пороков в нас самих, а, с другой, - некую равнозначность каждой стороны круга, делая нас ответственными за тот выбор, которые делают главные герои, дети. Какую сторону они выберут? Может ли каждый из нас показать пример лучших человеческих качеств и и красоту человеческих поступков?



В завершение, М.М.Шемякин так написал об этой работе: "Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России".

Tags: искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments