balakerskaya (balakerskaya) wrote in popova_artclass,
balakerskaya
balakerskaya
popova_artclass

Categories:

Деревянные скульптура и резьба Переславля-Залесского

Какой-то рок преследует меня и не дает сделать свой первый пост об искусстве в жж. Второй раз удаляется почти доделанный черновик без возможности восстановления. Я уже выбилась из сил, но твердо решила, что третий раз сделаю это.
Итак, буду писать кратко. Мы побывали в Переславле-Залесском и я решила написать о деревянной скульптуре Переславского района. Уже был краткий пост на эту тему, но только со скульптурами "Христос в темнице". Я хотела бы расширить предмет и поделиться своими мыслями и переживаниями.



В Музее-заповеднике Переславля-Залесского, который в 1919 году был основан в бывшем Успенском Горицком монастыре, на нижнем этаже Трапезной палаты XVII века расположена уникальная экспозиция деревянной народной скульптуры Переславского района. За несколько месяцев до поездки мне удалось побывать на выставке пермской народной скульптуры в Историческим музее, поэтому для меня эта тема была особенно интересна.
В зале Переславского музея освещение почти отсутствовало. С одной стороны это соответствует церковному антуражу, но с другой - приходится просить прощения за качество фотографий.

Правда на территории заповедника есть еще одно любопытное место, где хранятся деревянные скульптуры. А именно
часовня св. Георгия XIX в., которая была перевезена из деревни Фонинское Переславского уезда в 1960-х гг. Такие часовни были "обыденными", то есть чаще всего сооружались за один день силами крестьян или странствующих плотников на деньги, собранные "миром".

Внутри часовни видны деревянные фигуры Христа и святых.



Все за решеткой и в пыли, как в настоящей темнице. Но какие трогательные скульптуры!
Первая, представшая передо мной скульптура "Христос в темнице", традиционный сюжет. В его жесте мне видится печальная, спокойная задумчивость, смиренная тоска.


DSC03902

В центре крест. Интересны пропорции. Грудь опавшая, она уже живота, из нее как бы уже вытекла вся сила.

DSC03903

Далее мы отправились осматривать основную экспозицию.
Первым нас встретил один из самых ценных экспонатов музея - скульптура Христос в темнице XVII века.



Чуть другой ракурс.



"Самый тип изображения горюющего Христа возник в поздней готике на Западе, оттуда проник и в Россию (Е. Panovsky, „Imago Pietatis". Ein Beitrag zur Typengeschichte des „Schmerzensmanns" und der „Maria Mediatrix". - „Festschrift fUr M. Friedlander", 1928, S. 261.). Но русский художник XVII века перетолковал этот тип в духе романского стиля. Разумеется, подобные стилевые обозначения очень условны. Они только в самых общих чертах определяют своеобразие этого искусства.

Характернейшая особенность переславского Христа — простота и выразительность мотива. Пригорюнившаяся обнаженная фигура кажется вырезанной из одного куска дерева. Преобладают большие формы, ясность их отношений. В статуе нет ничего взывающего к состраданию, почти никакой мимики, ничего показного, нарочито экспрессивного. Голова покоится на руке, рука опирается на бедро. Это не столько страдающий Христос, сколько Христос-мыслитель (подобные фигуры мыслителей из терракоты встречаются и в раннемексиканском искусстве). Тема страдания выражена чисто скульптурными средствами: схематически переданными ребрами. Желобки ребер сливаются со складками ткани и кудрями волос, почти превращаются в орнамент."

Изображение со спины, которое я нашла в интернете, меня поразило.



Далее представлена скульптура Христос в темнице XVIII века. В этом лице я уже не увидела грусти, как в предыдущем. Здесь какая-то задумчивая отрешенность.

DSC03928

Остальные скульптуры на тему Страдающего Христа выполнены уже в XIX веке и сохранили красочный слой.
Какие разные чувства в этих жестах! Здесь горе.

DSC03929

Слева вновь грустная задумчивость, а справа отчаяние, оцепенение.

DSC03930

Слева он как бы напуган, это настоящий ужас, какой-то даже детский, с этим румянцем и большими глазами, а справа спокойная грусть, Христос как будто сейчас заплачет или только что плакал, но без истерики. И какой разный размер!

DSC03931

Масштаб! Как он все меняет!



Еще две знаменитые композиции музея: "Тайная вечеря" и "Никола Можайский".

Обратите внимание на фигуру Христа, ее пропорции. Руки укорочены, голова огромная без шеи, тело широкое. Она совершенно монолитна, крепость и сила. И при этом такие комичные, трогательные ручки.

DSC03932

"Никола Можайский" XVII век. Столб, монолит, сила и мощь. Фото с сайта очень плоха, зато видна форма.



А на моей фотографии плохо видно форму, но зато виден трогательный узор на одежде и нежный цвет. Какое все родное и теплое!



А вот уже какой-то совсем европейский Христос XIX века.

DSC03933

Богоматерь. XVIII век. Кипит и бурлит на ней одежда.



Предстоящие из группы "Положение во гроб", XVIII век.



Руки и складки!



Крест. XVII век. А здесь грудь сильная, широкая, но голова бессильно упала, она почти горизонтально повисла над телом. Мне кажется, запечатлен последний вздох, момент смерти! Секунда - и грудь опадет бессильно вслед за головой. Это невероятно.



Какой он худенький и изможденный, смотреть больно. Явно не Рубенс.

DSC03939

Одна из самых любопытных скульптур музей: "Мужичок".




"Деревянная фигура длиннобородого старичка XVII— XVIII веков из имения Бектышево, по-видимому, не имела церковного назначения (Н. Померанцев, Выставка русской деревянной скульптуры и декоративной резьбы, М., 1964.). Резчик сохранил форму ствола дерева и подчинил ей все частности. Руки сливаются с корпусом. Сохранение формы ствола усиливает монументальность, архитектурный характер фигуры. Как и в романской скульптуре XII века, раскраска, в частности обрисовка глаз, не понижает воздействия скульптурной формы."
Предположительно фигура является единственным сохранившимся до настоящего времени скульптурным украшением ограды богатого дома, о существовании которых в Московской Руси известно из описаний иностранных путешественников XVI-XVII вв. То есть, можно предположить, что это единственная дошедшая до нас нерелигиозная, светская скульптура.

DSC03934

В экспозиции музея представлены не только законченные скульптурные композиции, но и фрагменты несохранившихся иконостасов XVI-XIX веков из храмов Переславского района.
Царские врата. XVI век. Тончайшая позолоченная резьба и маленькие трогательные иконки в центре. Они живые, невозможно оторвать глаз.

DSC03907

А вот уже более поздние барочные Царские врата XVIII века, изображающие Тайную вечерю и четырех Евангелистов. Помпезно и торжественно.

DSC03914

DSC03915

В конце хочу поделиться фотографией искусствоведа, реставратора, Николая Николаевича Померанцева, благодаря которому мы имеем счастье всю эту красоту сегодня лицезреть. Хорошо, что были и есть такие люди и дай Бог, чтобы их было больше.



Спасибо за внимание! Мой первый блин с третьего раза готов!
Tags: искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments