Школа стильных образов и идей

Previous Entry Share Next Entry
Памятник М. Шемякина "Дети - жертвы пороков взрослых"
vsimonetta wrote in popova_artclass
После последнего занятия у Любовь Михайловны, где мы затрагивали творчество М.Шемякина, решила еще раз внимательно посмотреть ту скульптуру художника,  которую можно увидеть в Москве (если есть что-то еще, буду признательна за информацию):  "Дети, жертвы пороков взрослых",  в сквере на Болотной площади.
Мне стало особенно интересно еще и потому, что об этой работе, как о любом неоднозначном творчестве, - отзывы весьма различные и, в данном случае, преобладают скорее негативные.Вот, например, в качестве примера: http://vladimirpotanin.livejournal.com/1155.html
"Злу, порокам поставлен памятник. А в сознании людей, в том числе в сознании ребенка, укоренено представление о памятнике как о некоем образце. Памятник ставят героям, выдающимся личностям. Это нечто не просто разрешенное, а рекомендованное как образец. И многие люди, не вдумываясь в смысл происходящего, привычно воспринимают как образец и "памятник порокам". Некоторые посетители Болотного сквера со слезами на глазах пожимали руку маэстро Шемякина, благодаря его, по существу, за эту мерзость, которую он привез к нам на родину."
Несколько слов об истории памятника. Скульптура была подарена Михаилом Шемякиным городу Москва в 2001 году, и задумана как аллегория борьбы с мировым злом. Интересно, что памятник был изначально заказан бывшим мэром Лужковым :) Вот как описывает это Шемякин: "Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: "Изобразите порок "детская проституция" или "садизм" (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению, что только символические образы могут встать достойно в этой экспозиции, чтобы не оскорблять зрение зрителей".
Скульптура состоит из двух фигур играющих в жмурки детей с завязанными глазами и 13 аллегорических фигур, олицетворяющих человеческие пороки.







Несмотря на то, что фигуры монстров действительно очень выразительные, живые, с устрашающими элементами животных и пресмыкающихся, у меня не возникло ощущения ужаса, безысходности, агрессии.
Во-первых, потому, что сами фигуры наделены неким обаянием и юмором, - их позы не воинственные, а скорее приглашающе-искушающие..Они скорее завлекают, чем наступают.





Но это не главное. Дети композиционно выделены  светящимся бронзовым цветом и, за счет этого находятся в противовесе серой массе пороков, сливающейся с ландшафтом.
И, наконец, они находятся не в замкнутом пространстве, а в полукруге. Таким образом, с одной стороны круга оказываются - людские пороки, а с другой, прямо напротив - зритель, мы с вами, и это, с одной стороны, подразумевает задуматься об отражении каждого из пороков в нас самих, а, с другой, - некую равнозначность каждой стороны круга, делая нас ответственными за тот выбор, которые делают главные герои, дети. Какую сторону они выберут? Может ли каждый из нас показать пример лучших человеческих качеств и и красоту человеческих поступков?



В завершение, М.М.Шемякин так написал об этой работе: "Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России".


  • 1
Как интересно! Не знала об этом памятнике! Спасибо Вам!

Рада, что это вам тоже показалось интересным!

Благодарю за Ваш пост! Прекрасный памятник :-) Вы меня вдохновили на более близкое знакомство с творчеством Михаила Шемякина ;-)

Спасибо!:) жаль, что в Москве так мало его работ..

Спасибо за ваш пост, фотографии и размышления!
Памятник Шемякина М.М. несет глубокое эмоциональное воздействие. Всплывают материнские чувства по отношению к этим фигурам детей. Скульптуры детей настолько натуральны, в них есть жизнь, нежность, гибкость, податливость. Фигуры их пропорциональны, очень естественно художник передает движение, что невольно воспринимаешь эти скульптуры как нечто реальное. Фигуры пороков символичны, "железобетонны", внушают если не ужас и страх, то омерзение точно.
Сердце колотится, чувствуешь тревогу и напряжение.
Жуткие фигуры пороков как будто накидываются на детей, обступают, готовы их сожрать, проглотить.
Взгляд падает на центральную скульптуру. Она разбивает пространство, самая высокая, резкая, жесткая, на пьедестале. Как бы ключевая фигура, между благодетелью и пороком. РАВНОДУШИЕ-не чего не вижу, не слышу, не делаю. Фигура возвышается над остальными. Форма напоминает крест, от чего воспринимается еще более жутко.
Если дети попали в руки равнодушия, то дальше их с большим удовольствием растерзают и остальные пороки.


Оксана, с фигурой равнодушия - да, да, да! Очень точно.
Ребенок, душа ребенка, это мы, изначальные, живое человеческое, человечное начало, без прикрас. Чистая душа. Как у ребенка. Не испорченная ничем. Только игра, только сильное творческое начало, стремление к познанию мира.
А напротив них - да, как огромный крест, это не самая большая, но самая цельная фигура по своей форме (обратим внимание, как много мелких деталей у остальных). Как плотная стена. Плотная стена РАВНОДУШИЯ. Остальные фигуры какие-то нецельные, кривляются, что-то куда-то перетекает, движется, извивается. И на слова самого Щемякина посмотрим: "Не будьте равнодушным". Он сам это подчеркивает. Все проистекает из равнодушия.
Вспоминаются слова "Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство". Автор - американский поэт Ричард Эберхарт, "Царь Питекантроп Последний". Эти слова являются эпиграфом к роману советского поэта Бруно Ясенского "Заговор равнодушных". Ясенский был расстрелян в период сталинских репрессий.

Символично, что этот памятник стоит на Болотной площади.

Юля, спасибо за пост! Заставляет задуматься.

Edited at 2015-04-13 10:56 am (UTC)

Да, действительно Равнодушие в композиции явно представлено как главный порок - впечатление от этой фигуры действительно самое зловещее.. И это очень резонирует со смыслом произведений, которые мы разбирали на курсе, - и с Коллекционером, и с Выбором Софи..
По поводу Болотной и правда символично.. Я до сих пор об этом не задумывалась :)

  • 1
?

Log in