Школа стильных образов и идей

Previous Entry Share Next Entry
Выставка работ Жорез Мачадо "Джаз по Мондриану"
balandina_j wrote in popova_artclass
Оригинал взят у balandina_j в Выставка работ Жорез Мачадо "Джаз по Мондриану"
Наконец, спустя долгое время нашла минуты, чтобы написать несколько строк о работах Жорез Мачадо. В Санкт Петербурге, Музее театрального и музыкального искусства проходила выставка «Джаз по Мондриану».
Были представлены работы из нескольких серий, созданных с 2002 по 2013 год. Художник приобщаем нас к радостям жизни, повествует о легком времени и предлагает присоединиться к танцу.

IMG_5132

"Джаз черное и красное" 130 х 97 /2009г
Холст, масло



Его яркие говорящие образы как бы застыли в 1930 х годах XX -го века.
Картины застывшие обездвиженные, но мы видим безудержный джаз, страстное танго, «прекрасных» женщин, вино и французские духи, которые неизменно служат темами для его живописных и графических работ. Богемный образ жизни, полный веселья и удовольствий – соединение южноамериканских ритмов с традициями европейского Ар - Деко.

IMG_5137

Ар-Деко это изначально декоративное искусство, появившееся в результате синтеза неоклассицизма и модерна.
Для этого жанра характерна:
- графическая закономерность,
- орнаментальность, преимущественно этническая,
- использование дорогих современных материалов как слоновая кость, редкая кожа, дорогие породы дерева и инкрустации серебром, что мы и видим в работах художника.
Стиль Арт-деко просуществовал 1925 -1940 гг.
Источниками поиска идеи были:
искусство Древнего Египта – в очень высокой степени,
- искусство Древней Месопотамии (их влияние связано с активными раскопками в этих регионах);
- искусство Дальнего Востока,
- далекие друг от друга кубизм и эдвардианский неоклассицизм,
- этника и примитивное искусство – от африканских мотивов до древнегреческой архаики.
Этот стиль стремителен и мужественен, брутален и даже несколько агрессивно сексуален.

IMG_5134

"Аромат дня и ночи" 130 Х 97/ 2008 г
Серия "Ароматы "холст , масло

Женщины Ар-Деко маленькие, крепкие, колюче-спортивные, вечно куда-то летящие, а если и полны, то особой, здоровой полнотой – тоже крепкой и звенящей.
Именно такие женщины гипертрофированно мощные предстают перед нами. Ни о какой хрупкости и речи не идет. Краски Ар-Деко – яркие, кричащие, контрастные.

Стиль прославляет пантер, львов и их добычу – лань (сказывается влияние Месопотамии).
Мы это видим в лицах: хитрых, грациозных, надменных и беззаботно скучающих на празднике жизни.
И, конечно, Ар-Деко прекрасно сочетается с южноафриканским джазом, полного нескончаемого веселья , игры и наваждения , которые предстают перед нами в полотнах, но в то же время не знающих и отстраненных друг от друга, как бы бесчувственных.
Жорез Мачадо пишет:
«Хорошая музыка – это прекрасный сад,
Джаз - это драгоценный камень,
Я не музыкант, я – художник,
Музыку я пишу цветом,
Я- джаз!»

Настроение работ Мачадо привело Жозе Айзенберга к их совместному сотрудничеству и вылилось в 13 ароматов. Тема - создание иллюзии наяву. Ароматы терпкие , сильные и искусственные. В них есть мощь, душащая экстравагантность и искусственность, которая завязывается в сложные игры интриг и коварства.

загруженное (1)

Каждому художественному произведению присущ свой аромат духов Жозе Айзенберга.

images (2)


images (1)

В 1965 году Ив Сен-Лоран впервые в истории моды смешал живопись и моду, переложив яркие геометрические схемы Мондриана на платья-футляры. Одно из платьев коллекции стало знаковым платьем в творчестве дизайнера и чаще всего используется для иллюстрации темы "Мондриан". Именно эта модель была опубликована на обложке Vogue в сентябре 1965 года.

IMG_5135

50469981_04

pitmodrian

Дух Ар -Деко в работах Мачадо дают нам образы мужчин и женщин того времени .
После окончания Первой Мировой войны в Европе ожидаемо царила экономическая и социальная нестабильность.
После войны европейский народ погряз в серости , печали и унынии, как обычно это возникает в тяжелые пост военные годы.Выставка декоративных искусств 1925 года открыла людям стиль Ар-Деко. Франция хотела показать миру, что даже война не помешала Парижу остаться главным средоточием стиля. Поэтому стиль Ар-Деко явился вычурным и помпезным движением. Люди, истосковавшиеся по нормальной жизни, пустились в новые ритмы и течения с головой.
Яркими красками танцев и беззаботности можно было компенсировать все то, что волей-неволей было унесено войной и потеряно ;когда на утро можно не вспоминать имя ночного собеседника или целые компании, с которыми был проведен бурный вечер и ночь. А в следующий раз все повторить снова и снова.

Для русского менталитета здесь много нового для понимания. И мы окунаемся в иную культуру. Эти сильного телосложения женщины завязаны сложными телесными переплетениями с мужчинами. Во взгляде нет тепла и робости, все открыто и стремительно бойко откровенно податливо. Это маскарад. Маскарад в движениях, образах .
Короткие кудрявые женские локоны уложены с блеском . Яркий вызывающий макияж без детализации лиц и тем более взгляда. Здесь нет речи о душе, она не нужна. Эти женщины здесь и сейчас получают удовольствие от жизни. Они коварны, как и их мужчины. Здесь нет разбитых сердец или тайных взглядов.Они понимают друг друга без слов. Перед нами шумный яркий маскарад. Открытые яркие декольте , цвета фуксии галстуков и костюмов в полоску интригуют и приглашают закрутиться в откровенном танце .И не важно, кто Ваш собеседник сегодня, завтра Вы все равно его не вспомните.

Интересно обратить внимание на название картин. Как это в духе .

"Лазурный стол". Художник как бы нас игриво отводит от главных лиц, которые "кричат" с полотен и занимают большую часть пространства.

81040846_large_ZHorez_Machado_Lazurnuyy_stol

"Аромат игры". Вроде, речь идет о игре в шахматы.. о, едва ли.

81040840_large_ZHorez_Machado_Aromat_igruy

Или вот еще, "Полдник на столе"

81040845_large_ZHorez_Machado_Poldnik_na_stole

Эта бушующая страсть без разбора забирает в свой круговорот всех, кто пришел на вечеринку. И это в духе джаза и европейского Ар- Деко.
И речь идет о женском и мужском , но таком далеком и безликом…

81040836_large_ZHorez_Machado_Ritmuy_i_statika

"Ритмы и статика", 70 Х 100/ 2007 г


81040848_large_ZHorez_Machado

Фото Жорез Мачадо с кистью на фоне работ.

Автор : Баландина Юлия




  • 1
Вспоминается "Великий Гетсби"... По сути, ар-деко ознаменовало начало нашего страшного времени: времени, когда душа не нужна. Спасибо за пост!

Спасибо автору поста за возможность познакомиться с творчеством Ж. Мачадо.
Если сравнивать с художниками того времени (например, Эрте, Барбье (хотя, может, это и неправильно их брать для сравнения?) или даже Лемпицка), то у Мачадо все через чур. От этого и ощущения в теле другие.
Эти пустые глазницы, резкие линии, изворотливые тела. Но это все неживое. Будто за красками скрываются мертвые, застывшие - слишком накачанные, гипертрофированно развитые тела, в "говорящих" позах. Как бал у сатаны, где все извиваются, но живого в этих телах уже нет. Насмешка, глумление над жизнью, над миром.


Юля, спасибо за интересную тему! Хотела бы поделиться своими ощущениями от работ Мачадо.
Увы, они не рождают во мне чувства легкости, свойственного танцу и флирту.. Напротив, их тяжеловесная, гипертрофированная в своей непропорциональности структура вместе с кричащими красками агрессивно давит. Чувство неприятное - приземленность, граничащая с примитивностью и даже вульгарностью. Поэтому сильные, искусственные, терпкие, удушающие ароматы будут им под стать..

..Удушающая приторность,
Трудно согласиться, что "художник приобщает нас к радостям жизни, повествует о легком времени и предлагает присоединиться к танцу",
Не чувствуется Танца, при всей вычурности линий, фигуры скорее статично-застывшие, давящие.., как и легкости, и радости.., мне кажется..

Интересно, почему выставка называлась именно так? Кажется, что от Модриана совсем другие эмоции...
Мои ощущения: изображенные предметы, одежда, прически более живые, чем "живые" персонажи... Кажется, что сами фигуры - мраморные статуи, одетые в настоящие платья.

Спасибо за ваши комментарии. Да, мне видится , что художник дает нам почувствовать их радости жизни, повествует о легком времени бытия и предлагает присоединиться к танцу. Речь идет о легкости бытия этих людей, а не о легкости, к которой привык русский человек, - душевной легкости. Действительно , мы видим удушающую приторность. Жизнь то может быть очень сложной, но эти образы поверхностны,они наслаждаются жизнью, им не важны и люди как таковые. Образы на полотнах не задумывались, что несут собой статично давящие эмоции. И они приобщают нас к своим радостям жизни, дают нам ощущения их радости , в переплетающихся телах под джаз с бокалами в платьях, надетых на грубые мускулистые тела.Их радость жизни заключается в удушающей приторности, игре и хитрости, которую мы видим в изгибах их тел. Для нас танец, который мы видим на картинах тяжелый, давящий, бездушный,малоподвижный, но это танец. У нас в мире существуют люди приземленные, кажется "бездушные". Это страшно, но это есть. И они живут "радуются".Поэтому здесь важно понять о какой радости повествует художник , в чем заключается радость этих красочных полу геометрических фигур...

Рассматривая картины у меня возникает какое-то чувство отчетливой пустоты... Художник очень резко, навязчиво и даже чересчур навязчиво подчеркивает телесность своих героинь, принадлежность их к женскому полу в физическом смысле этого слова, так что не спутаешь, пытаясь через это выразить, видимо, страсть, чувственность, желание... но это ничем больше не поддерживается совершенно. Лица женщин невыразительны совсем, как маски, что приводит к резкому диссонансу по сравнению с их телами. Предметы, окружающие их, слишком графичны и мертвы, много пустых пространств без цвета, фактуры,какого-либо выражения. Мужчины как образы маловнятны, непонятно, как они воспринимают такие сильные вибрации "нижних чакр" женщин, что они вообще выражают в целом... Получается "недожест" в пустоте...сказать, что это вульгарно тоже не получается, как-то не дотянул...

Наталия, видится, что выставка называется "Джаз по Мондриану", потому что пластические фигуры имеют свои корни от "неопластицизма", абстрактной живописи Пита Мондриана. Ж.Мачадо искажает реальность, чтобы передать атмосферу ар-деко в его представлении.

Большое спасибо за пост, за возможность познакомиться с художником.
Да, о душе тут не поговоришь. Здесь праздник тела. Тела извиваются, они свободны! Их не останавливают мысли, разум, нравственные запреты. Тела наслаждаются будто они дорвались до этой безудержной свободы, до этого раскрепощения. Женщины оголены.
Лица будто в масках. За маской можно скрыться. Глаз не видно, спрятаны. Послевоенное время. С маской можно если не все, то многое.
Какие глубокие цвета: бордовый с черным костюм мужчины на первой картине; густой красно-оранжевый на картине "Аромат дня и ночи", тут же драгоценный фиолетовый - туфли.
Люди выжили. Но нет желания задумываться как жить дальше. Есть "здесь и сейчас". А сейчас хочется праздника, хочется забыться! Алкогольные напитки и музыка джаза - такая будоражащая, местами рвущая, вызывающая, местами легкая парящая. Иллюзия жизни.

Лилия, хорошо выразили словами чувства с картин)) здорово.Так и есть..

Спасибо. Прониклась)))

Спасибо Вам, что решили поделиться своими впечатлениями от увиденной выставки!
А мне не удалось почувствовать в этих картинах духа Ар-деко. В них, возможно, есть частичное изображение времени Ар-деко, но есть ли дух? На картинах изображены люди в танце, в "страсти", но они словно манекены, пусты и несуразны.
Была ли жизнь в эпоху Ар-деко такой уж легкой и беззаботной? Что же реально скрывалось за всеми этими танцами, роскошью?
Что несет за собой яркость красок, четкая графика, изломанность линий, мощность форм?
К примеру и для сравнения, Тамара Лемпицка.

5_2

20090628_lempicka_girl_gloves

Edited at 2014-11-17 01:01 pm (UTC)

Тамара Лемпицка. Героини. Одеты изысканно, в глазах пустота.Безжизненность, усталость ,скука выражены через изломанность линий,наклон головы и взгляд. Героини будто не знают куда себя деть...
Закрытость,отрешенность,сытость(и войной и в прямом смысле), насмешка, усталость, тяжеловесность,колкость, беззаботность,лень. Цветок лилии как символ чистоты и невинности окутан ярким алым цветом(накидка, цвет лака,губы). Цветы такого же серого туманного цвета как и платье.

Спасибо Вам за пост и такое образное сопровождение иллюстраций!
Бесконечные истоки ар-деко делают его очень интересным и сложным как стиль. И поэтому здесь мы найдем и животную телесность и линейную утонченность.
Настроение работ Мачадо по духу во многом перекликается с современностью - гипертрофированная раскрепощенность, пресыщенность, демонстрация праздника, обезличенность, ролевая предопределенность.

  • 1
?

Log in