Школа стильных образов и идей

Previous Entry Share Next Entry
Выставка Обри Бердслея в Пушкинском музее
Маноло Бланик
dear_lili wrote in popova_artclass
IMG_2316

Выставка включает в себя работы как самого Обри Бредслея, так и его последователей в России - К.А. Сомова, Н.П. Феофилактова, Л.Бакста, С.П. Лодыгина. Очень интересные представлены работы. Но я все внимание сосредоточила именно на Бредслее. Уж очень сложные, многоплановые у него иллюстации.
Что именно я смотрела?
                                      Детали.
                               Они меня потрясли!
Потому что растиражированные в книгах иллюстрации - они прекрасны, но тем не менее скрывают тайну движений его кисти, его штрихов и мазков тушью, карандашные наброски.



Обри Бердслей (1872-1898) - английский художник и иллюстратор движения эстетики. Большинство работ Бердслея это книжные иллюстрации и рисунки. Всего за шесть лет профессиональной деятельности - больше 1000 иллюстраций.

Когда Бердслею было семь лет, он уже знал, что болезнь отца передалась ему (чахотка - ныне туберкулез). Поэтому с раннего детства слишком хорошо понимал, что может умереть непредсказуемо рано и быстро.

"Я знаю, болезнь моя неизлечима, - писал он, - но я уверен, что можно принять меры к тому, чтобы ход ее был менее скор. Не считайте меня глупым, что я так торгуюсь из-за нескольких месяцев, но вы поймете, что они могут быть для меня ценны по многим причинам. Я с наслаждением начинаю думать о том, что выпущу две или три иллюстрированные вещицы..."

Бердслей не получил систематического профессионального образования, в связи с болезнью и финансовыми трудностями семьи, но судьба подарила ему три месяца обучения у профессора Фреда Брауна в Вестминстерской художественной школе в 1891г. И все. Дальше шесть лет труда, до смерти. Умер он рано, ему было чуть больше 25 лет.


968full-aubrey-beardsley
1894г.

Что служило вдохновением?
                                                   Литература, литературные персонажи. Он погружался в произведение, в образы героев и создавал для них свои миры. Для Бёрдслея книги были ключом к искусству и жизни. Его любовно собранная огромная библиотека восхищала как и блестящее знание коллекций Британского музея и Национальной галереи. Он в оригинале читал греческих и латинских авторов.
Бердслей самостоятельно изучал европейское искусство в музеях Англии и Франции. Он проявил особый интерес к Боттичели, Дюреру, Ватто и Хочарту, греческой вазописи, помпеянской живописи, китайскому фарфору, японской гравюре, средневековой миниатюре.

Оригиналы своих каллиграфических работ Бёрдслей мало кому показывал. Выставка дает увидеть тайное))).


Его пространство:
mw175156
1898г.

Метод работы Обри Бёрдслея описывают так:
"Он сперва набрасывал все в общих чертах карандашом, покрывая бумагу, на первый взгляд, каракулями, которые постоянно стирал, потом снова наводил, пока вся поверхность листа не превращалась почти в решето от карандаша, резинки и перочинного ножика; по этой шероховатой поверхности он работал золотым пером - тушью, часто совершенно игнорируя линии, сделанные карандашом. Таким образом, каждый его рисунок зарождался, исполнялся и заканчивался на одном и том же листе бумаги".


Слава пришла к нему в 1892 году, когда он по заказу издателя Джона Дента выполнил серию иллюстраций к роману сэра Томаса Мэлори "Смерть Артура".



IMG_2382
"Как король Артур встретил Зверя рыкающего". 1893г.


Детали:

IMG_2391-1

Какая работа пером! Тончайшим пером!

Сколько новых нюансов возникает при тщательном рассматривании.
А эта тончайшая линия, которая словно легкая паутина оплетает рисунок и будто играя создает удивительные фигуры, узоры, создает новое пространство.

IMG_2383-1


IMG_2384-1



IMG_2365-1
Заставка к главе книги "Смерть Артура". 1893-94г.


В этом рисунке меня буквально притягивает игра полосок: сначала идут спокойные линии, изображающие море, постепенно они начинают изгибаться, образуются волны, затем они изогнулись сильней, в дугу, и я вижу лодку, и, наконец, они завертелись в прическе Ланселота.
IMG_2402-1
"Сэр Ланселот плывет через море".
Заставка к главе книги "Смерть Артура". 1893-94г.



Гротеск и парадокс - спутники графики Обри Бердслея.

"У меня есть одна цель - гротеск. Если я не гротеск, то я ничто" - писал Бердслей.


IMG_2405-1
Эскиз фронтисписа к сборнику пьес Джона Дэвидсона. 1894г.


Фронтиспис - портрет или рисунок, выражающий основную идею произведения, помещают иногда слева перед титульным листом книги.

Детали:
IMG_2406-1



IMG_2407-1


IMG_2408-1



IMG_2410-1
"Поцелуй Иуды". 1893г.


Детали:
IMG_2414-1


Маленький нюанс - цветочки.
IMG_2417-1



Одной из отличительных черт работ Обри Бердслея является утонченная эротичность. Поэтому часто существовало два варианта иллюстраций: первоначальная работа и утвержденная цензурой.

IMG_2419-1
"Мессалина со своей компаньонкой". 1895г.

Детали:
IMG_2420-1
К каждой юбочке своя ножка и туфелька.



IMG_2429-1
"Дама с обезьянкой".
Иллюстрация к роману Т.Готье "Мадемуазель де Мопен". 1898г.

Детали:
IMG_2433-1
Какое множество мелких деталей: рюш, вышивки, различных украшений, лент на этом платье. И у меня создается ощущение, что оно дышит, двигается, оно живет своей жизнью. Платье - еще один персонаж на этой иллюстрации.


IMG_2431-1


Иллюстрации к пьесе Оскара Уайльда "Саломея". 1894г.


Дымное исчадье полнолунья,
Белый мрамор в сумраке аллей,
Роковая девочка, плясунья,
Лучшая из всех камей.
От таких и погибали люди,
За такой Чингиз послал посла,
И такая на кровавом блюде
Голову Крестителя несла...

                                   Анна Ахматова.

IMG_2503-1
"Танец живота".


Детали:

IMG_2506-1


IMG_2504-1



IMG_2490-1
"Награда танцовщице".

Детали:

IMG_2491-1


Бердслей писал: "Как мало сейчас понимается важность линии! Именно это чувство линии выгодно отличало старых мастеров от современных. Похоже, нынешние художники стремятся достичь гармонии одного только цвета".

IMG_2493-1
"Туалет Саломеи". Вариант II.
Иллюстрация к пьесе О.Уайльда "Саломея".

Детали:

IMG_2494-1
Линии платья Саломеи на первый взгляд кажутся легкими и изящными, но на пути каждой линии я вижу маленький кружочек и я вынуждена резко (не глубоко) вдохнуть, и сразу сократились мышцы в груди. Как будто меня укололи, слегка.


Эстет - эстет во всем. Какие прелестные предметы изобразил Бердслей на туалетном столике: и ножнички, и пуховку, и баночки, и коробочки, и футляры для духов.
IMG_2495-1


Этот рисунок на платье. Он мерцает.
IMG_2496-1



IMG_2513-1
"Явление Иродиады".

Деталь:
IMG_2514-1
Карикатурное изображение Оскара Уайльда в образе шута.



IMG_2577

______________________________________________________

Источники:
Каталог выставки "Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России".

  • 1
Прочитала на одном дыхании - завораживает! Спасибо за интересные детали и наблюдения.

Спасибо за отзыв! Рада, что прочитали "на одном дыхании"))) так как писалось-то от непривычки тяжело. Выбрать главное хотелось, и, как говорит Любовь Михайловна, хотелось соблазнить)))) постом о нем)). Потому что я Бердслеем покорена.

Edited at 2014-11-15 06:36 am (UTC)

Очень красиво и хорошие комментарии к рисункам. Очень хорошо! Но из за открытых грудей не знаю, можно ли показать дочери. А хотелось бы. Может быть и можно...

Спасибо за отзыв! Что скать про обнаженную грудь?!))))) на выставке есть работы, которые Бердслей сделал для "Лисистраты". Иллюстрации ОЧЕНЬ откровенные! Я ничего не написала про них, потому что для меня это сложно. Пока не готова.
В целом представленые на выставке работы для взрослых.
Вашей дочке, пока она мала, можно показать иллюстрации к роману "Смерть короля Артура" из интернета, в книгах. А выставке они находятся во втором зале, но их немного. И опять же среди них тоже встречаются обнаженные тела. Решать вам.

Под большим впечатлением от этой выставки... Спасибо, дорогая Лиля, что ещё раз позволила окунуться в атмосферу творчества гения Бердслея. Удивительно, как он, живя на грани небытия, мог сохранить чувство юмора (вспоминаю иллюстрации к "Лисистрате")). Работы русских художников, вдохновлённых манерой Бердслея, совсем не так впечатлили. Нет той остроты, нет того гротеска без которого не мыслили себя Бердслей.

Люда, спасибо большое за поддержку, за отзыв!!!!!!
Я так прониклась им! Сама сожалею, что уровень по восприятию у меня все-таки низкий, мало улавливаю, и тем не менее его работы не отпускают меня до сих пор. Хотя с посещения выставки прошло почти два месяца. И это потрясающее ощущение!))))

Спасибо Вам за вдохновенный пост и тонкие детали! Я была знакома с работами Бердслея, дома есть альбом, но все равно собиралась на эту выставку.. сейчас понимаю, что уже не собираюсь, а бегу!! на ближайшей неделе! :)

Спасибо за отзыв! Выставка продлиться по-моему до 30 ноября. Я очень советую сходить!!!!

Спасибо Вам за чудесный пост!Я в восторге как Вы интересно и полно отразили творчество Обри Бердслея.Спасибо , что уделили внимание этому человеку и увидели тонкие нюансы, которыми пропитаны его работы. Острота, изысканность , эротизм, игра с тонкими линиями...

Спасибо за отзыв! Бердслей равнодушным не оставляет! Я действительно покорена им! Мне приятны очень ваши слова (улыбаюсь) про мой пост. Не ожидала.

Благодарю Вас за интересный пост, кое-каких подробностей не знала ранее.
Выставка интереснейшая, планирую ее еще раз посетить уже более подготовленной.
Потрясающий график, удивительная линия Обри рассказывает такие разные истории, но все они из одного пространства, близкого ему.

Спасибо!))
Работы действительно завораживают)). Очень интересные, как и он сам. Лично мне есть чему у него поучиться. А в живую иллюстрации такие "ювелирные", что сердечко чаще бьется))), даже сейчас, вспоминая))).

Спасибо большое за знакомство! Какие линии!

Спасибо за отзыв!))
Линии интереснейшие! Завораживают!

  • 1
?

Log in